Версия для печати

История Томского района

Вот как описал в середине XIX века путешествующий вверх по Оби и Томи Ипполит Завалишин современную территорию Томского района: "Тут уже слышится и видится иной мир, торговая кипучая деятельность Томска наложила свою печать на все! Леса редеют, деревушки лепятся сплошной массой, где только возможно приютиться, пашни раскидываются правильно, рощи заменяют тайгу".

 

Современная территория Томского района представляет собой небольшую, но наиболее заселенную часть бывшего Томского уезда. 

 

А когда-то Томский острог одиноко возвышался над долиной необжитой чужой реки среди немногочисленных поселений эуштинских и чатских татар. 

 

Но вскоре томские служилые люди, стараясь обеспечить себя продовольствием, стали основывать вокруг города заимки, превратившиеся потом в поселки и деревни. Многие из них до сих пор хранят имена своих создателей – Белобородово, Попадейкино, Батурино, Протопопово. 

 

Московское правительство принимало меры к заселению новых земель. Так по царскому указу в 1605 году прибыло в Томск для государевой службы и пашни 50 человек, набранных в Верхотурье из охочих гулящих людей. 

 

В 1631 году было велено послать в Томск 100 семей пашенных крестьян "добрых, заводных, семьянистых, лучших людей", однако таких удалось найти только 80 семей.

 

Неурожаи и социальные катаклизмы Европейской России увеличили поток вольной колонизации в Сибирь. Под Томском появились заимки, основанные раскольниками, беглыми, ссыльными. Беглые крестьяне селились в вотчине Алексеевского мужского монастыря, ссыльный поп Ипат основал деревню Ипатово (Спасская волость). Среди ссыльных были шведы и поляки.

 

Земледельческая колонизация конца XIX – начала XX веков не оказала большого влияния на подгородние поселения. Их основное население составляли старожильческие хозяйства, давно оторвавшиеся от России, и хозяйства томских татар. Пашни под городом к этому времени были уже незначительны, но на обильных сенокосных угодьях развивалось скотоводство.

 

Близость города с его обширным рынком способствовала развитию огородничества и ремесел (шорному, столярному и т. д.). Томские купцы на своих заимках открывали заводы. Так Кухтерины владели винокуренным производством в Кузовлево, а Вытнов даже провел в свой завод в Поросино телефонную линию. 

 

Многие подгородние местечки и деревни приобрели славу дачных мест – Заварзино, Городок, Басандайка, Каштак, Петухово славились прекрасными видами. 

 

В селе Спасском (Коларово) до наших дней сохранилась церковь "Нерукотворного образа Господа и Спаса Иисуса Христа", к сожалению разрушена чудесная деревянная церковь-терем в Кузовлево.

 

В селах открывались начальные училища, библиотеки, больницы строились лавки, магазины, но число их было недостаточно. 

 

Однако главная роль территории современного Томского района была в обеспечении связи Томска с другими регионами. Это был мощный транспортный узел губернии. Через пригородные села проходил Большой Сибирский тракт, начало водного пути из Томи в систему рек Обского бассейна, а впоследствии и железнодорожная ветка. Более чем на полтора века определил Сибирский тракт занятия, быт, культуру населения лежащих на нем сел. Извозщичьи были и байки до сих пор памятны томичам. 

 

Центром извозчиков являлась Спасская волость. В Спасском, Вороновой, Петуховой, Батуриной извозом занимались от 15 до 20 хозяйств, а в Ипатовой, Аксеновой, Белоусовой – все дворы. Многие хозяйства притрактовых сел занимались дворничеством, предоставляя ямщикам обширные помещения, хороший стол, изобильный корм и возможность починить ямщицкую снасть. В Семилуженском содержали 60 дворов, Подломном – 20, около 10 дворов ждали ямщиков в Сусловой, Халдеевой. 

 

С 1860-х годов активно развивается Сибирское судоходство. Для зимовки пароходов речники облюбовали место в устье реки Самусь. В ноябре 1879 года здесь остановился первый пароход "Гагара", а в 1881 году купцы Жернаков и Гадалов отправили сюда на зимний отстой все свои суда. С Обь-Енисейского канала сюда были переведены здания, оборудование столярного и механического цехов, кузницы, жилые дома. В 1907 году на Самусьском судоремонтном заводе уже строились суда "Конда" и "Туринец". В 1913 году в поселке насчитывалось 13 жилых домов, механические мастерские, склады, казармы, больница. 

 

Строительство железнодорожной ветки повлияло на традиционные промыслы населения подгородних деревень. Сократился извоз, часть населения перешла к земледелию и скотоводству.

 

Близость города и наличие развитых транспортных путей определили историческую роль Притомья.