Версия для печати

История района

Вот как описал в середине XIX века путешествующий вверх по Оби и Томи Ипполит Завалишин современную территорию Томского района: "Тут уже слышится и видится иной мир, торговая кипучая деятельность Томска наложила свою печать на все! Леса редеют, деревушки лепятся сплошной массой, где только возможно приютит-ся, пашни раскидываются правильно, рощи заменяют тайгу".

Современная территория Томского района представляет собой небольшую, но наиболее заселенную часть бывшего Томского уезда.


А когда-то Томский острог одиноко возвышался над долиной необжитой чужой реки среди немногочисленных поселений эуштинских и чатских татар.


Но вскоре томские служилые люди, стараясь обеспечить себя продовольствием, стали основывать вокруг города заимки, превратившиеся потом в поселки и деревни. Многие из них до сих пор хранят имена своих создателей – Белобородово, Попадейкино, Батурино, Протопопово.


Московское правительство принимало меры к заселению новых земель. Так по царскому указу в 1605 году прибыло в Томск для государевой службы и пашни 50 человек, набранных в Верхотурье из охочих гулящих людей.


В 1631 году было велено послать в Томск 100 семей пашенных крестьян "добрых, заводных, семьянистых, лучших людей", однако таких удалось найти только 80 семей.

Неурожаи и социальные катаклизмы Европейской России увеличили поток вольной колонизации в Сибирь. Под Томском появились заимки, основанные раскольниками, беглыми, ссыльными. Беглые крестьяне селились в вотчине Алексеевского мужского монастыря, ссыльный поп Ипат основал деревню Ипатово (Спасская волость). Среди ссыльных были шведы и поляки.

Земледельческая колонизация конца XIX – начала XX веков не оказала большого влияния на подгородние поселения. Их основное население составляли старожильческие хозяйства, давно оторвавшиеся от России, и хозяйства томских татар. Пашни под городом к этому времени были уже незначительны, но на обильных сенокосных угодьях развивалось скотоводство.

Близость города с его обширным рынком способствовала развитию огородничества и ремесел (шорному, столярному и т. д.). Томские купцы на своих заимках открывали заводы. Так Кухтерины владели винокуренным производством в Кузовлево, а Вытнов даже провел в свой завод в Поросино телефонную линию.


Многие подгородние местечки и деревни приобрели славу дачных мест – Заварзино, Городок, Басандайка, Каштак, Петухово славились прекрасными видами.


В селе Спасском (Коларово) до наших дней сохранилась церковь "Нерукотворного образа Господа и Спаса Иисуса Христа", к сожалению разрушена чудесная деревянная церковь-терем в Кузовлево.

В селах открывались начальные училища, библиотеки, больницы строились лавки, магазины, но число их было недостаточно.


Однако главная роль территории современного Томского района была в обеспечении связи Томска с другими регионами. Это был мощный транспортный узел губернии. Через пригородные села проходил Большой Сибирский тракт, начало водного пути из Томи в систему рек Обского бассейна, а впоследствии и железнодорожная ветка. Более чем на полтора века определил Сибирский тракт занятия, быт, культуру населения лежащих на нем сел. Извозщичьи были и байки до сих пор памятны томичам.


Центром извозчиков являлась Спасская волость. В Спасском, Вороновой, Петуховой, Батуриной извозом занимались от 15 до 20 хозяйств, а в Ипатовой, Аксеновой, Белоусовой – все дворы. Многие хозяйства притрактовых сел занимались дворничеством, предоставляя ямщикам обширные помещения, хороший стол, изобильный корм и возможность починить ямщицкую снасть. В Семилуженском содержали 60 дворов, Подломном – 20, около 10 дворов ждали ямщиков в Сусловой, Халдеевой.


С 1860-х годов активно развивается Сибирское судоходство. Для зимовки пароходов речники облюбовали место в устье реки Самусь. В ноябре 1879 года здесь остановился первый пароход "Гагара", а в 1881 году купцы Жернаков и Гадалов отправили сюда на зимний отстой все свои суда. С Обь-Енисейского канала сюда были переведены здания, оборудование столярного и механического цехов, кузницы, жилые дома. В 1907 году на Самусьском судоремонтном заводе уже строились суда "Конда" и "Туринец". В 1913 году в поселке насчитывалось 13 жилых домов, механические мастерские, склады, казармы, больница.


Строительство железнодорожной ветки повлияло на традиционные промыслы населения подгородних деревень. Сократился извоз, часть населения перешла к земледелию и скотоводству.

Близость города и наличие развитых транспортных путей определили историческую роль Притомья.